Документы



            МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
                                                           ПИСЬМО
                                  от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16
                            О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  УЧРЕЖДЕНИЙ

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования; активном участии в программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество", в системе всероссийских массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.
Участники движения "Отечество" - школьники и педагоги совершают экскурсии, походы и экспедиции по родному краю, местам ратной славы; ведут описание памятников истории, культуры и природы; оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных работах; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связи с ними; пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы в печати, на радио и телевидении.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.
В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 музеев, в том числе:
- исторических - 2060;
- военно-исторических - 1390;
- комплексных краеведческих - 1060.
Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают
разнообразные формирования музейного типа - выставки, уголки, экспозиции.
В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками - ветеранами войны и труда, Вооруженных сил, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии и др.
На базе музеев образовательных учреждений успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции.
Как правило, вокруг музея формируется детский и взрослый актив, создаются органы самоуправления - совет музея, совет содействия или попечительский совет, секции, рабочие группы.
При этом развивается сотрудничество музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и общественными организациями, в первую очередь отделениями Всероссийского общества охраны памятниковистории и культуры, Российского фонда культуры и др. С помощью специалистов актуализируется тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими малоизученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.
Вместе с тем многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения. Вопросы эффективного использования потенциала музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений еще не стали предметом пристального внимания и осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов управления образованием. Работа педагогов - энтузиастов музейного дела не всегда находит должное внимание и поддержку со стороны администрации образовательных учреждений, педагогов. Слабо используются возможности применения должностей педагога дополнительного образования, педагога-организатора для материального стимулирования руководителей музеев образовательных учреждений. Не везде удается наладить полноценную подготовку и повышение квалификации кадров руководителей музеев образовательных учреждений,обеспечение сохранности и учета собранных материалов.
Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийскогообщества охраны памятников истории и культуры. Необходимо изыскивать возможность оплаты работы руководителей детских объединений на базе школьных музеев, поощрения администрации, педагогических коллективов образовательных учреждений, эффективно работающих в данной области.
С целью совершенствования деятельности музеев в образовательных учреждениях, обеспечения методической помощи в их организации и работе следует руководствоваться Примерным положением о музеях образовательного учреждения (школьном музее), которое может быть использовано для разработки также положений, уставов и других локальных актов образовательных учреждений по вопросам функционирования в них музеев, экспозиций, выставок.


Заместитель министра Е.Е.ЧЕПУРНЫХ


Примерный перечень экспонатов,

которые необходимо брать на учет в музеях учреждений образования

 1.     Книги до 1949 г. издания, из позднейших – по краеведческой тематике и с автографами авторов.

2.     Газеты, листовки, афиши, плакаты довоенные и периода Великой Отечественной войны.

3.     Переписка – письма, представляющие интерес с исторической точки зрения, воспоминания о событиях и людях очевидцев или заверенные ими.

4.     Открытки и фотооткрытки по 1950 г. включительно; из современных – редкие или посвященные единичным событиям; виды городов.

5.     Фотографии – только оригиналы, до 1950 г.; конкретные события.

6.     Учебники до 1948 г.

7.     Археология – вся, кроме фрагментов без орнаментов.

8.     Этнография – орудия промыслов, все ткачество и вышивка (в т.ч. и современные); дерево – с художественными элементами; все сундуки, народные музыкальные инструменты.

9.     Все награды, в т.ч. и современные с наличием драгоценных металлов; памятные медали – до 1940 г.; юбилейные – к конкретным датам региона.

10.           Все значки до 1950 г.

11.           Грамоты до 1945 г.; все – особо заслуженных людей.

12.           Переходные знамена – все; вымпелы редкие, к определенным датам, событиям.

13.           Все драгоценные металлы.

14.           Вся деревянная резная скульптура; гипс и металл – если представляют художественную ценность или можно использовать в экспозиции.

15.           Все монеты за исключением советских и современных; зарубежные – до конца 30-х гг; бумажные на учет не берутся.

16.           Стекло, фарфор, утюги, самовары – по выбору; хрусталь, зеркала.

17.           Керамика – включая 50-е гг.; авторские работы.

18.           Плетение – если имеет художественную ценность, люльки.

19.           Довоенные фабричные вещи.

20.           Оружие – всё, кроме очень плохой сохранности; обмундирование периода Великой Отечественной войны – если хорошая сохранность.

21.           Карты, схемы до 1945 г. или переизданные со старых.

22.           Магнитофонные записи, личные вещи известных людей.

23.           Вся мебель.

24.           Всевозможные бытовые вещи до 50-х гг., редкие – 60-х гг.

25.           Все иконы и предметы культа.

26.           Проигрыватели, граммофоны, симфонионы.

27.           Документы рукописные и печатные до 1946 г. – оригиналы.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий