ПИСЬМО
от 12 марта 2003 г. N 28-51-181/16
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования; активном участии в программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество", в системе всероссийских массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.
Участники движения "Отечество" - школьники и педагоги совершают экскурсии, походы и экспедиции по родному краю, местам ратной славы; ведут описание памятников истории, культуры и природы; оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных работах; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связи с ними; пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы в печати, на радио и телевидении.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.
В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 музеев, в том числе:
- исторических - 2060;
- военно-исторических - 1390;
- комплексных краеведческих - 1060.
Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают
разнообразные формирования музейного типа - выставки, уголки, экспозиции.
В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками - ветеранами войны и труда, Вооруженных сил, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии и др.
На базе музеев образовательных учреждений успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции.
Как правило, вокруг музея формируется детский и взрослый актив, создаются органы самоуправления - совет музея, совет содействия или попечительский совет, секции, рабочие группы.
При этом развивается сотрудничество музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и общественными организациями, в первую очередь отделениями Всероссийского общества охраны памятниковистории и культуры, Российского фонда культуры и др. С помощью специалистов актуализируется тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими малоизученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.
Вместе с тем многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения. Вопросы эффективного использования потенциала музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений еще не стали предметом пристального внимания и осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов управления образованием. Работа педагогов - энтузиастов музейного дела не всегда находит должное внимание и поддержку со стороны администрации образовательных учреждений, педагогов. Слабо используются возможности применения должностей педагога дополнительного образования, педагога-организатора для материального стимулирования руководителей музеев образовательных учреждений. Не везде удается наладить полноценную подготовку и повышение квалификации кадров руководителей музеев образовательных учреждений,обеспечение сохранности и учета собранных материалов.
Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийскогообщества охраны памятников истории и культуры. Необходимо изыскивать возможность оплаты работы руководителей детских объединений на базе школьных музеев, поощрения администрации, педагогических коллективов образовательных учреждений, эффективно работающих в данной области.
С целью совершенствования деятельности музеев в образовательных учреждениях, обеспечения методической помощи в их организации и работе следует руководствоваться Примерным положением о музеях образовательного учреждения (школьном музее), которое может быть использовано для разработки также положений, уставов и других локальных актов образовательных учреждений по вопросам функционирования в них музеев, экспозиций, выставок.
Заместитель министра Е.Е.ЧЕПУРНЫХ
Примерный
перечень экспонатов,
которые
необходимо брать на учет в музеях учреждений образования
1. Книги до 1949 г. издания, из позднейших – по краеведческой тематике и с автографами авторов.
2. Газеты, листовки, афиши,
плакаты довоенные и периода Великой Отечественной войны.
3. Переписка – письма,
представляющие интерес с исторической точки зрения, воспоминания о событиях и
людях очевидцев или заверенные ими.
4. Открытки и фотооткрытки по
1950 г. включительно; из современных – редкие или посвященные единичным событиям;
виды городов.
5. Фотографии – только
оригиналы, до 1950 г.; конкретные события.
6. Учебники до 1948 г.
7. Археология – вся, кроме
фрагментов без орнаментов.
8. Этнография – орудия
промыслов, все ткачество и вышивка (в т.ч. и современные); дерево – с
художественными элементами; все сундуки, народные музыкальные инструменты.
9. Все награды, в т.ч. и
современные с наличием драгоценных металлов; памятные медали – до 1940 г.;
юбилейные – к конкретным датам региона.
10.
Все значки до 1950 г.
11.
Грамоты до 1945 г.; все – особо заслуженных людей.
12.
Переходные знамена – все; вымпелы редкие, к определенным датам,
событиям.
13.
Все драгоценные металлы.
14.
Вся деревянная резная скульптура; гипс и металл – если представляют
художественную ценность или можно использовать в экспозиции.
15.
Все монеты за исключением советских и современных; зарубежные – до
конца 30-х гг; бумажные на учет не берутся.
16.
Стекло, фарфор, утюги, самовары – по выбору; хрусталь, зеркала.
17.
Керамика – включая 50-е гг.; авторские работы.
18.
Плетение – если имеет художественную ценность, люльки.
19.
Довоенные фабричные вещи.
20.
Оружие – всё, кроме очень плохой сохранности; обмундирование периода Великой
Отечественной войны – если хорошая сохранность.
21.
Карты, схемы до 1945 г. или переизданные со старых.
22.
Магнитофонные записи, личные вещи известных людей.
23.
Вся мебель.
24.
Всевозможные бытовые вещи до 50-х гг., редкие – 60-х гг.
25.
Все иконы и предметы культа.
26.
Проигрыватели, граммофоны, симфонионы.
27.
Документы рукописные и печатные до 1946 г. – оригиналы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий