Постоянные экспозиции

 1.  «Древняя история Алтая (от эпохи каменного века до раннего средневековья)».

2.  «Алтай в средневековый период».

3. «История Алтайского горного округа».

4.«Алтайский край в период СССР».

5.«Вооружение РККА и вермахта в годы Великой Отечественной войны».

6.«Боевой путь 178 стрелковой Кулагинской Краснознаменной дивизии».

7. «Генерал-майор И.В. Панфилов и подвиг 28 героев-панфиловцев».

    Музей "История Отечества" находится в основном здании гимназии на первом этаже. Общая площадь помещения 4 м 60 см х 6 м 15 см. Кабинет имеет два оконных проема. Оконные проемы закрыты жалюзями, что предотвращает прямое попадание света на разделы экспозиции. Помещение освещается естественно и искусственно (светильниками и лампами накаливания). В музее установлены два огнетушителя и общая пожарная сигнализация. Вдоль стены, с левой стороны от входа в музей, расположены два специально спроектированных и изготовленных шкафа-купе с четырьмя стендами-вставками. Шкафы разделены шкафом-пеналом, в котором размещена библиотека музея, папки с дополнительным информационным материалом, основная документация музея. Стена напротив входной двери имеет два больших окна, размеры которых занимают всю площадь поверхности стены. Для рационального использования музейного пространства были изготовлены два узких (фризовых) планшета размером 40 см х 2 м 80 см, закрепленных в верхней части оконных проемов, что позволило более полноценно использовать данную экспозиционную площадь. Стена с правой стороны является капитальной. На ней размещены стенды экспозиций, посвященных Великой Отечественной войне. Стенды состоят из пяти планшетов, декаративной разделительной вставки и двух узких фризовых планшета. К стендам примыкают три подиума с установленными на них двумя вертикальными напольными витринами. Стена, противоположная стене с оконными проемами, имеет входную дверь, расположенную в правом углу стены. На данной стене размещен стенд с декоративной разделительной вставкой.   

                                        Экскурсия «Первые люди на Алтае»

    Находками археологов в этот период является керамика, так как широко распространялась технология изготовления керамических изделий. Орнаментирован венчик, иногда придонная часть, редко тулово. Орнамент в виде гребенчатого штампа и насечки. Посуда остродонная и тонкостенная с отогнутым наружу венчиком. Один сосуд нашли археологи с загнутым внутрь венчиком, что свидетельствует о влиянии племен Средней Азии. При изготовлении сосудов использовался волос животных. Когда обжигали сосуд, волос выгорал, и это придавало прочность. За пределами долины Катуни эта традиция неизвестна. Лесостепной Алтай показывает разнообразное смешение орнаментов – ямки, наколы, оттиски, веревочки, жемчужник по венчику. Именно тогда научились готовить супы и компоты.

  Неолетическое население Алтая было метисным, присутствовали черты монголоидов и европеоидов. На протяжении тысячелетий Обь и ее притоки служили транспортными коридорами, по которым происходило передвижение коллективов.
    В конце энеолита (меднокаменный век) человек освоил способ выплавки меди из руды и стал разливать расплавленный металл в специальные формы.  Археологи находят металлические предметы – шилья,  ножи и украшения.
У с. Клепечиха Шипуновского района Алтайского края было найдено три медных топора. Стали исчезать из обихода человека каменные орудия.  В период энеолита на просторах Евразии распространяется производящее хозяйство в форме продуктивного животноводства. Что подтверждает в частности анализ пригара на внутренней поверхности сосудов. В этот период были изобретены колесо и рычаг. Широко распространились повозки и колесницы. На костях быков видны различные деформации, которые говорят о том, что они везли телегу. На зубах коней обнаружены следы от узды. Начинается имущественное расслоение.
      Если раньше передвигались чаще с юга на север или с севера на юг, так текут реки, то теперь миграция и на восток и на запад. В этот период более интенсивное заселение началось степного, лесостепного пространства и предгорной зоны Алтая. В Горном Алтае не зафиксированы памятники, которые относятся к развитой бронзе. Население переселялось летом к Оби, а зимой от Оби, так как на Оби больше осадков. Подтверждением тому является то, что у жителей Кулундинской степи замечена керамика большемысской культуры, которая расселялась по Оби.
    В первой половине III  тысячелетия в жизни племен, населявших Алтай, произошли перемены. Афанасьевцы, названы так по найденным первым находкам под горой Афанасьевской в долине Енисея в 1920-е гг., жили по берегам крупных рек и их притоков Катунь, Урсул, Ело, Куюм. Афанасьевцы принесли на территорию Алтая зернотерки, куранты и песты. Известно более 80 могильников и 40 поселений.
    С 25 по 18 век до н.э. на Алтае наступил период ранней бронзы. Время появления и распространения технологии искусственных сплавов из цветных металлов.  Индоевропейская языковая семья начала миграцию на Юг Евразии.  Переселенцы, среди которых преобладали мужчины европеоидного (средиземноморского) типа, стали проникать в Обь-Иртышское междуречье.  Они взаимодействовали с местными энеолетическими племенами охотников, рыболовов и собирателей, основу которых составляли люди монголоидного антропологического облика.  Ассимиляция была мирная, заключались брачные союзы.  Но были и военные стычки, о чем свидетельствуют ранения у погребенных. Эта культура получила название Елунинская. Эти племена расселялись на территории степной и лесостепной зоны южного Обь-Иртышья, а также северных предгорий Алтая.
    Известны культы промысловых животных.  Например, на оз. Уткуль был найден каменный жезл с навершием в виде головы медведя.  Использовались каменные алтари. На них растирали мясо, растения в процессе жертвенных ритуалов, связанных с культом солнца.  Находят роговое навершие посоха, скульптурное навершие бронзового ножа в виде головы лошади из могильника Елунино-1, каменная подвеска птицы, каменные сосуды с изображением сцены охоты
    В период развитой бронзы обширной территории степей Евразии занимали племена андроновской культурно-исторической общности. Проживали андроновские племена  во II тысячелетии до н.э.  на территории Лесостепного Алтая. В Горном Алтае их нет.  Известно 62 могильника и более 70 поселений.  Андроновцы расселились до Индии и Ирана. Пришли из Казахстана. У них было развито животноводство. Разводили коров, лошадей, овц. Мясо диких животных в их рационе составляло только  лишь 2 %., что свидетельствует о том, что охота занимала второстепенное место в хозяйственной деятельности. Свидетельств земледелия  пока не было найдено.
Средняя продолжительность жизни андроновского населения на территории Лесостепного Алтая составляла 35,3 года. Признаков имущественного или гендерного неравенства на территории Лесостепного Алтая не прослеживается.
    Особое значение андроновцы придавали головному убору. Многие элементы головного убора были шумящими, они при движении издавали звон и шум, который отпугивал злых духов. Украшения имели определенную символику. Серьги в виде спирали в полтора оборота имитировали рога барана – символ богатства и благополучия.
    Сосуды андроновцев можно разделить на две группы: горшки и банки. Баночные сосуды украшались простым орнаментом в виде елочки, зигзагов и насечек. На горшки наносили более сложные узоры, так называемые ковровые орнаменты. Венчики горшков украшали рядами треугольников, на шейку и тулово наносили меандровые узоры. Андроновская общность отличалась пышностью и разнообразием орнаментации керамики.

Религиозные воззрения в андроновскую эпоху сложились в сложную систему. Большинство раскопанных погребений эпохи бронзы разрушены в результате хозяйственной деятельности людей.  Редко находят в погребениях эпохи бронзы  вещи и керамику. Типично женские украшения появляются у девушек с 13-15 летнего возраста. Мужские кольцевидные серьги находят в могилах уже младенцев. Андроновцы хоронили в позе эмбриона или спящего человека у изголовья ставили сосуд.

В период поздней бронзы XIII-VIII вв. до н.э. на территории Лесостепного Алтая сложилась культура, охватывающая территорию от зоны тайги на севере до алтайских гор на юге, от Иртыша на западе и до Томи на востоке.  Ирменская археологическая культура продолжила андроновские традиции. Ирменцы относились к европейской расе. Памятники ирменской культуры распространены в долине Оби и ее притоков, по долинам рек Бии и Катуни. Отдельные находки сделаны в Денисовой пещере.

Позднебронзовые поселения ирменской и корчажкинской культур были исследованы Ю.Ф. Кирюшиным на оз. Иткуль. Экономика базировалась на животноводстве. Наличие крупных построек земляночного типа подразумевает, что в зимнее время скот содержали в жилищах. Обнаружены зернотерки и куранты. Впервые фиксируются находки железных предметов. В основном находя бронзовые долота, кинжалы, наконечники стрел, копья, кельты, зеркала, браслеты.

Военное построение ирменского общества было основано на родоплеменном ополчении. Находят роговые прямоугольные пластины, то есть индивидуальная защита война. Развитое коневодство позволяло содержать конное войско. Наконечники стрел были достаточно крупными, бронзовыми втульчатыми и листовидной формы. Но время было мирное, так как археологи не нашли военных травм на погребенных.

Ирменцы являлись наследниками андроновской общности, соответственно, их мировоззрение  базировалось на комплексе древних индоиранских верований, включавших культ умерших, предков и героев, культ диких и домашних животных.

Памятники корчажкинской культуры поздней бронзы локализуются в Барнаульско-Бийском Приобье. Наиболее известны поселения на оз. Уткуль и Фирсово –XVII. Наиболее распространена керамика. Качество керамики очень хорошая. Для ее изготовления использовалась слюда.  Применялся гребенчатый и гладкий  штамп. Встречаются также резные линии. Часто встречается накольчатая техника, прежде всего ямки. В период поздней бронзы на территории Северной Кулунды появилось ремесленное производство глиняной посуды. Бурлинцы, которые мигрировали из Средней Азии в Кулундинскую степь, использовали гончарный круг. Ирменцы с ними взаимодействовали.

Находки других предметов единичны. Изделия из бронзы представлены наконечником стрелы (представлено в экспозиции), немногочисленными простыми украшениями в виде серег и колец, четырехгранным шилом. Из глины делались пряслицы. Из рога и кости изготавливались элементы конского снаряжения и предметы вооружения: трехдырчатый псалий, накладка на лук, втульчатый пулевидный наконечник стрелы.

Набор предметов вооружения населения Лесостепного Алтая в период поздней бронзы указывает на начало становления снаряжения верхового война и формирования кочевнического стиля ведения боя, распространившегося в последующее скифо-сакское время на обширной территории степей Евразии.

Хозяйство корчажкинской общности многоукладной с преобладанием животноводства. Постоянные контакты с ирменской общностью, которая проживала на противоположном левом берегу Оби привели к стиранию различий в процессе формирования большереченской культуры переходного времени от бронзы к железу.

В конце эпохи бронзы в Х – VIII в. до н.э. в степной полосе Евразии происходил переход к кочевому типу хозяйства. Человек стал осваивать производство железа. Усилилась миграция населения. Перестраивалась социальная структура общества. Менялось мировоззрение. Период поздней бронзы на юге Западной Сибири сопровождался развалом ирменского культурного единства. Участились конфликты.   

Все поселки находятся преимущественно в правобережной пойме Оби и Приобском лесном массиве. Мыльниково - самое крупное поселение этого времени в Верховьях Оби. Хозяйство большереченского населения было многоотраслевым с преобладанием скотоводства. Земледелие носило подсобный характер, так как лес и луга не позволяли активно заниматься земледелием. Но рыболовство было развито. Археологи находят много рыбных костей, глиняные фигурки бобров. Керамические сосуды представлены в виде горшков, кувшинов, банок, полусферических мисок. Керамика и орнамент свидетельствует о синтезе традиций ирменской и корчажкинской культур. Появляется новый орнамент – крестовый штамп. 

Отсутствуют курганные насыпи. Могильники грунтовые. Захоронения вытянутые на спине. В сопроводительном инвентаре предметы вооружения, бронзовые ножи, полусферические чаши. Это стало традиционным в эпоху железа.

На поселении Мыльниково была сделана уникальная находка колчана с 46 наконечниками стрел. Интересно, что в междуречье Бии и Катуни строились фортификационные сооружения. Войн был легковооруженным пехотинцем с копьем, луком, с костяной панцирной пластиной.

В конце VII-VI вв. до н.э. на территории Лесостепного Алтая произошло изменение этнокультурной ситуации. Кочевники мигрировали из Центральной Азии, Горного Алтая и Тувы. Длительный засушливый период привел к вынужденному переселению. Это обострило конфликты. Скифы вытеснили проживающие здесь племена. Произошла ассимилиция с большереченской культурой. Новую культуру археологи назвали Староалейской. Хронологические рамки существования староалейской культуры – VI-IV вв. до н.э.

Представители староалейской культуры принадлежали к населению европеоидного типа, имевшего отдельные монголоидные черты. Эти люди могли принадлежать к древним уграм или самодийцам.

В грунтовых мужских  погребениях археологи находят кинжалы в ножнах из кожи и дерева, бронзовые и костяные наконечники стрел, кельты. Староалейцы использовали лук скифского типа.  Находят также бронзовые детали пояса, пряжки и бляхи, с изображением фигур хищников или кабанов в скифо-сибирском зверином стиле.

 Женские погребения содержат пряслица, зеркала, ожерелья из бус, украшения. Серьги имеют восьмерковидную форму и снабжены подвесками в виде цепочек. Пряслица имеют орнамент из заштрихованных треугольников, характерный только для староалейской культуры.

Могильники расположены в ряд. Распространенными находками являются керамические сосуды. Наиболее распространенный орнамент в виде жемчужника, сочетающийся с рядами ямочных вдавлений или насечек. Детали конной амуниции найдены в единичных случаях, в отличии от других культур скифо-сакского времени, к примеру пазырыкской культуры . В могиле устраивались деревянные сооружения из бревен и досок. Встречаются берестяные туески как футляры для сосудов.

Наиболее массовым типом староалейских памятников являются поселения. Поселения староалейцев располагались по берегам Оби  и ее притоков. Участки степей, лугов и леса позволяли сочетать в хозяйственной деятельности животноводство, охоту, рыболовство, собирательство и земледелие.  Преобладало скотоводство. Важной отраслью являлось ткачество, о чем свидетельствую многочисленные находки пряслиц. Протяженность поселений порой превышало 1 км. Жилища демонстрируют связь с предшествующим населением позднеирменской и большереченской культур. На поселениях археологи находят зернотерки, песты, курильницы, керамика. Староалейцы использовали новую форму кувшиновидного керамического сосуда. Редко встречаются бронзовые ножи, наконечники стрел, кости диких животных.  

В начале V в. до н.э. в степи Кулунды и Верхнего Приобья откочевали племена из Казахстана. Начинается формирование каменской культуры. Каменская культура просуществовала около 500 лет. Каменское население было европеоидным.

Курганные некрополи указанного времени самые многочисленные памятники древности. Это свидетельствует о большой численности этой общности. Выделяются группы царских курганов, в которых захоронены правители кочевого объединения каменцев. Археологи обнаружили курганы диаметром 100 метров и высотой 7 метров. Под одной насыпью археологи фиксировали до 30 могил.

Городища в период V-III вв. до н.э. не обнаружены археологами. Поэтому можно сделать вывод о мирном сосуществовании племен. Кочевое животноводство было основой хозяйства каменцев. О распространении ткачества у каменцев свидетельствуют находки пряслиц. Обломки и целые зернотерки указывают на определенную роль собирательства и мотыжного земледелия.  

В  III столетии до н.э. каменцы ассимилировали староалейское население. У каменцев и староалейцев складывались отношения власти и подчинения. Этот период характеризуются расцветом животноводческой культуры, не уступавшей ни скифам Причерноморья, ни пазырыкцам Горного Алтая.

Изменение военно-политических и природно-климатических условий привело к оттоку населения из Лесостепного Алтая. Проявлением кризиса в развитии каменской общности является уменьшение продолжительности жизни, появление специфических заболеваний, например кариеса, упрощение погребальной обрядности. В погребениях всё чаще погибшие от боевых травм. Увеличилось количество укрепленных поселений. Известны два крупных городища – Чудацкая Гора и Раздумье. Они окружены рвами и валами. 

Открыл первые памятники пазырыкской культуры Василий Васильевич Радлов. Обнаруженные им находки из кожи, войлока, дерева и тканей хранятся в Государственном историческом музее в Москве. Пазырыкская культура занимала важное место в Центрально-Азиатском регионе начиная с VI в. до н.э. Пазырыкцы контактировали с цивилизациями Китая, Индии и Передней Азии. Например, находят ковры переднеазиатского происхождения. С конца IV в. до н.э. происходило смещение ареала пазырыкской культуры на Северный и Северо-Западный Алтай. В конце III в. хунну завоевали Алтае-Саянскую горную страну. Часть население мигрировало в нескольких направлениях, а часть пазырыкцев ассимилировались. Во II в. до н.э. на Алтай стали переселяться другие этнические группы.   

Пазырыкская общность имела признаки ранних политических образований. Деревообработка, бронзолитейное и железоделательное производство. Обработка кож, изготовление войлока. Пазырыкское искусство близко переднеазиатскому и скифо-сибирскому звериному стилю.

В пазырыкских курганах найдена курильница со следами кориандра для погребального обряда.  Особенно разнообразна пазырыкская посуда, которая изготавливалась из глины, кожи, рога и древесины. Часто находят металлические зеркала и украшения в виде медных, бронзовых, серебряных и золотых сергей, подвески, каменные и стеклянные бусы.

Реконструировать  военное дело пазырыкцев позволяют находки конского снаряжения, щиты, кинжалы, остатки луков и металлические и костяные наконечники стрел. Погребальные сооружения кочевников-пазырыкцев представлены курганами с каменными насыпями. Под ними в одиночных могильных ямах сооружались деревянные срубы, реже каменные и деревянные  ящики. Умершего обычного укладывали на правый бок с подогнутыми ногами и ориентировали головой на восток. В 40 % курганах сопроводительное захоронение лошадей. Особое значение имеет находки рубахи, штанов, шуб, головных уборов.

Принцесса Укок VI-III в. до н.э., пазырыкская культура. Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё были обнаружены многочисленные татуировки. На мумии были надеты белая шёлковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Также особенной является сложная причёска умершей — она сделана из шерсти, войлока и собственных волос и составляла в высоту 90 см. Она умерла в молодом возрасте около 25 лет от роду от рака молочной железы, при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы. Мумия принадлежала к высшим слоям пазырыкского общества, о чём говорит количество захороненных с ней лошадей — 6. Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому. В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а также деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

На рубеже IV-III вв. до н.э. увлажнился климат, что привело к заболачиванию лесов в таежной зоне Западной Сибири. Сокращалось пригодное для жизни пространство и население двинулось на юг вслед наступающему на степь лесу. Из Нарымского Приобья племена самодийцев вышли к лесостепному Алтаю к  I  в. до н.э. Эта общность получила название «Кулайская культура».

 Кулайцы расселились на Бийско-Чумышской возвышенности и по левобережью Оби до Кулундинской равнины. Их поселки по берегам рек и озер включали до шести построек. Площадь жилища составляла 30 кв. м. Жилища располагались выходом к водоему. Хозяйственные постройки отличались площадью до 15 кв. м., отсутствием очага и выхода. Вокруг поселка рыли ров шириной до 3 м. и глубиной 1,5 м.

Хозяйственной и социальной ячейкой была патриархальная семья. Проживали большими семьями до 20 человек. Есть поселения с одним жилищем, где проживали малые семьи около 7 человек. Родственные группы объединялись в рода, связанные с единой генеалогической легендой и тотемом. Роды объединялись в племена.

Основу хозяйства самодийских племен составляли охота и рыболовство. Археологами найдены крючки и гарпуны.  Разводили коней, крупный и мелкий рогатый скот. Самодийцы занимались гончарным делом,  деревообработкой, камнеобработкой, ткачеством, косторезанием, железоделательным и бронзолитейным производством.

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий